Форум Попівки

Теми для публікацій та розмов


Історія села Попівка
30 березня 2010 Лесь Лесниченко

Питання-відповіді Інтерв'ю Всі записи

1

Лесниченко Лесь, користувач 1ua
Лесь Лесниченко
Тема: Історія села Попівка
История села Поповки
Территория слободской Украины принадлежала князьям Переяславского и Черниговского княжеств, куда относилась территория нынешних земель села Поповки. За рекой Ворсклицей на горе хорошо сохранилась земляная крепость времен Киевской Руси. Тут историки находили ценные находки, о которых упоминалось в летописях. Не так давно здесь были найдены наконечники стрел вокруг крепости, орудия труда и боевые топорики, пролежавшие сотни лет в земле. Огонь и меч татар в половине 13 столетия опустошили эту землю. Находки в крепости подтверждают, что воины княжеств насмерть сражались с татарами в нынешней Поповке. Уцелел от татар только тот, кто убежал за Днепр под защиту сильных Владимиро-Галицких князей. Слободская Украина стала дикой степью, где кочевали татары. И так было до конца 16 столетия.
Наши беженцы попали под власть Литвы и Польши. В Польско-Литовском королевстве усилилось притеснение православных. Тех, кто не принимал католическую веру, лишали прав, женщинам отрезали соски, жгли их на кострах, предавали огню их жилища.
Православные церкви продавали жидам. Невинно гонимые украинцы, спасая жизнь и веру, стали возвращаться на земли своих предков в дикие степи Украины. На территории нынешней Поповки царила невиданная природа, обитали пушные звери, гнездились орлы, обильно роились в дуплах пчелы. Полноводная глубокая река Ворсклица была забита рыбой. Она была очень важной рекой для жизни и обороны от врагов.
Село Поповка заселялось еще задолго до начала строительства Белгородской оборонительной черты. Началось заселение группами и отдельными семьями — пионерами украинской колонизации. Русские с 1640 года основали первые населенные пункты на наших землях.
Русские летописцы начали писать нашу историю только с 1640 года — от построения Вольного Кургана ( а до этого территория нашего края была будто бы мертвой). Возьмем историю городов и сел Сумщины, то же самое — история сел начинается с 17 года. Поэтому хочется описать историю села такой, какая она была, без политики.
Еще 1640 года украинские эмигранты начали заселять территорию сел нашего района вначале сезонно. Это были так называемые «уходники» — люди промышляли охотой на пушного зверя, ловлей рыбы, добычей меда из дуплистых деревьев. Украинцы в лесах нынешней Поповки стали перегонять пчел в ульи, создавали и другие промыслы, охоту, рыбную ловлю, сбор дикорастущих фруктов, выпасали скот, выращивали овощи, сеяли хлеб.
При пасеках гнали самогон, разводили табак. Все это было так до прихода московских представителей, что подтверждает вольновской воевода Белосельский, который в 1647 году донес в Москву, что пасечники проложили три дороги с мостами через реки Ворсклу и Ворсклицу, по которых ездят и ухаживают литовские люди. Воеводы Вольного и Хотьмыжского принимали меры по выселению «литовских людей». Тогдашние чины администрации Вольного называли украинских пасечников «литовскими людьми», потому что до подписания Переяславского договора украинцы являлись подданными Польско-Литовского государства.
Присутствие здесь украинцев волновало Вольновского воеводу. Были указы Москвы «сослать пасечников без бою и задору». Через два года новый воевода Арсеньев докладывал Москве: «С твоей государевой земли не сослать пасечников. Потому что живут они с пасеками и животными и поставлены острожки. И к тем острожкам твоим, государевым людям, подъехать не дают, из пищелей стреляют и всякие слова говорят».
Пасечники тоже писали жалобы в Москву за разбои и беспредел над украинцами дружинников с Вольного Кургана.
Вот один из докладов вольновского воеводы царю: «… Только ликвидируем давно укрепленные пасеки литовских людей, они появляются в других местах и подстерегают наших солдат и убивают. Ночью жгут костры».
Не все казаки просили помощи у вольновского воеводы. Просто выбирали места и селились. Не хотели, чтобы московские или кто другой ими командовал. Они вольные.
На поповской горе, напротив моего дома, сохранилась земляная крепость, где стоял сторожевой пост — кирпичная бочка со смолой. Если приближался враг, на Вольненском Кургане поджигали свою бочку, передавая этим сигнал посту возле Александровских Курганов на горе, что видно было городу Грайворону. Благодаря сторожевой линии, сообщение быстро доходило до Белгорода, дальше на Москву. Все полки поднимались по тревоге.
Рядом, на нашей горе с вышкой, остались места от древних пасек. Непонятно, зачем московские уничтожали давно созданые хозяйства литовских пасечников (казаков, литовских людей)? Может, костры пасечников мешали сторожевой линии?
За Любиным яром хорошо сохранились следы древнего поселения. В уступах возвышенностей вырыты огромные землянки, ямы горнов, фундаменты огромной печи или дворца. Выжигали здесь черепицу с красной глины. Изготовлялась она по высокой технологии Германии или Польши. Без труда можно и сейчас откопать куски, а то и целую черепицу. Здесь сохранился монастырский пруд, в котором сегодня ловят рыбу поповцы да и другие жители. На Будах (так сохранилось древнее название) в 1950-х годах рядом с прудом стояли старые яблони с аллеями красивой планировки. Это свидетельствует о том, что хозяйство существовало до самой революции (требует изучения). Позже здесь был кордон лесничества. После войны беженец Гуртовой пытался построить совхоз. Вместе с полицаями и бандитами грабил людей. Их вычислили и всех судили. Это поселение «Любимо Буди», за 5 км от села, краеведы района почему-то приписывают Поповке. С. Поповка — это Вольновской Монастырь, который построили стрельцы Вольного Кургана. Город Вольный 1640 г. построен был на горе напротив с. Стрелецкого. Окружность его равнялась 275 сажнями (1 сажень — 2 м 13 см 4 мм), обнесен дубовым острогом, высота 1/4 сажень. Вокруг стены шел двухсажневой глубины ров. Высота стены была около 5 м, внизу располагалась слобода Казачье. Сегодня носит название города на горе в селе Вольном. Строил город Гаврил Бокин, здесь он установил 9 пушек. Город стал центром селящихся вокруг него слобод и городов. Вся земля района была в руках воеводы, который дарил ее своим офицером. Позже они стали помещиками сел Гутиновки, Кобылевки и др. сел нашего района.
Вольновской Троицкий монастырь на реке Ворсклица — в 6 верстах от города Вольный Курган. О начале сей обители сохранились древние акты 1675 г.
Священник первой Знаменской церкви 1646 г. Антоний Иванов скоро овдовел и решил по желанию стрельцов построить монастырь в честь святой тройцы. Стрельцы Вольного Кургана облюбовали живописный остров, омываемый рекой Ворсклицей. На месте, где сегодня расположено кладбище в Поповке, был построен целый городок из дерева, церковь и келии для монахов в 1675 году.
Священник Антоний Иванов с посохом странника отправился в города России отыскивать ревнителей монашества, которые согласились бы жить в краю опасном. Отселе образовавшийся монастырь назывался накликанным. Одновременно с началом строительства монастыря, с 1650 – 1660 гг., селились украинские казаки по центру села Поповки, которых вольновской воевода с радостью принимал. Нужна была рабочая сила.
Казаки вместе со стрелецкой ротой строили монастырь. По обе стороны острова широкой полноводной в то время реки стояли нетронутые леса со стройными, очень толстыми деревьями. Это и есть начало рождения села Поповки.
Жители слободы исполняли различные повинности в пользу монастыря. Стрельцы г.Вольного со своей поместной земли отдали 20 четвертей (1 четверть — 1,5 га). В 1684 году стрельцы дали еще 50 четвертей (запись делал Троицкий площадной Ромка Иванов).
В 1692 г. вольновской воевода и стольник Федор Болотников подарили монастырю со своего поместья 50 четвертей. В 1702 г. боярские дети Жариковы ( г. Хотьмыжск) в честь поминовения своих родителей отписали 60 четвертей в урочище Любимая Поляна (это на горе возле Любиного Яра). Монастырь уже имел 1884 десятины земли (десятина — 1 га 09 соток).
При монастыре была художественная мастерская. Многие церкви именно здесь покупали иконостасы. Поэтому все древние иконы района были этой живописной школы. При монастыре процветало разное ремесло. Высокого мастерства добились кузнецы. Найдены в земле изделия, разные инструменты, ножницы, топоры, подковы, пилы и др. намного превосходят современные по качеству железа.
В слободе Поповка каждая семья занималась каким-то ремеслом, привезенным казаками из заднепровья. Каждая девушка, выходя замуж, была квалифицированной прялей. Ткали полотно, сукно. Мастера шили расшитую украинскую одежду для женщин, свиты и кожухи, делали возы, сундуки. Камыш шел на ткацкие станки, шкафы, столы, кровати, стулья, плели корзины. Не перечислить и глаз не оторвать от красоты ручных изделий старины (много у меня есть таких экспонатов).
При монастыре было построено на реке Ворсклице огромное водохранилище. Река протекала тремя ручьями. Здесь были построены мосты и водяные мельницы, насыпаны дамбы. Одна — над самой горой, другая — возле бывшей бригады №2 колхоза «Победа» и третья — от центра села через «Броварь» по дороге на Великую Писаревку. Водохранилище, шириной в 1 км, хорошо видно на карте 1780 года, которая есть у меня. Созданный монахами рыбхоз, водяные мельницы давали в то время высокий доход монастырю.
Один из древних актов монастырских доказывает: когда был построен монастырь, тогда и основана слобода Поповка. Монастырю была передана земля та, что имеется сегодня на территории сельского совета. Дали нам эту землю стрельцы Вольного Кургана (ныне — с. Стрелецкое).
Вот этот акт 17 века.
«С Вольного города пятидесятник Герасим Конюхов и десятники Созон, Анфилисов, И. Поволяев, Михаил Тулубаев и Федор Дубоносов с товарищами, со всей Стрелецкой ротой (в то время было земли в Стрелецкой роте и Вольном кургане более чем по четыре тысячи десятины).
В прошлом (в 1671 г.) призвали мы, стрельцы, к себе в приход попа Антония Иванова да брата его Василия Иванова и поступились мы, стрельцы, под церковь в своих стрелецких дачах поместной земли в Вольновском уезде в урочищах к р.Ворсклица по обе стороны до Гутенева пруда, а от пруда — на раскопанный курган и от раскопанного кургана — на моховые болота, на уззолья по Сурковый курганчик, а от Суркового — на рокитов колок, на бывший плоский курган, к Хотьмыскому рубежу, а от рубежа — к реке Ворсклице. И в нынешнем (1684 г.) в тех же урочищах поступились мы, стрельцы, по обещанию своему, под Государево богомолье монастырь св. Троицы, кто будет в монастрыре, не бить челом и от вступщиков очищать. А на том послуси Ивановской площади Тит Иванов, Гаврила Пономарев, а запись писал Троецкой площадной Ромка Иванов, л. 7192 (1684) г. сент. дня».
По велению Государей указу и по грамоте из разряда и по челобитию строителями черного попа Анфрима земля обмежована и передана монастырю.
Первый храм св. Троицы освящен был в новом монастыре в 1685 г.
Как видим, московские войска пришли на украинскую землю. Распределили (поделили) всю землю, леса, реки, пруды между своими командирами. Казаки, которые малыми группами прижились в лесах, развели пасеки из диких пчел, укрепили подсобные хозяйства. И жили на этой очень плодоносной земле — территории Поповки. Как пишет летописец, в дикой степи.
Казаки проснулись утром уже на земле московского повелителя, их перебили, нажитое взяли себе. Этим очень обозлили казаков. В 1711 году запорожские казаки напали на Вольный курган и разбили одним махом гарнизон г. Вольного. И город Вольный пал. Казаки в нем поселились. В их руках осталось и 9 пушек. Сюда направили с Харькова и Чугуева московское войско. Силы были не равны, поэтому казаки договорились с татарами защищать Вольновскую крепость от московских войск.
Московские войска тихо подошли к реке Ворскле, расположились в урочище между Вольным и Стрелецкой. Казаки не подозревали, что войско будет форсировать реку. Они ждали и готовились к бою со стороны старой ямненской дороги через Казачью слободу «Вольное». Туда и были направлены пушки. Татар, которые обещали совместно защищать взятую казаками крепость, не оказалось.
Солдаты харьковского полка мигом форсировали реку и подползли на вершину горы к крепости в конце с. Стрелецкое. Штурмом они взяли крепость. Пушки, с которых стреляли необученные казаки, не помогли защитникам, ядра падали за реку. Казаков перебили, пленных — перевешали.
Уцелевшие старики, женщины и дети, которых перед боем казаки отправили за реку Ворсклицу в леса нынешней Поповки, позже присоеденились к монастырю, стали жителями слободы Поповка.
Монастырь в Поповке процветал. Слобода Поповка насчитывала более 3 тысяч жителей. На средства монастыря была построена новая, довольно величественная каменная однопрестольная Троицкая церковь. При царице Екатерине II по указу 1764 г. было осуществлено изъятие в пользу государства Монастырских земель.
Монастырь лишился экономической базы. Из четырех монастырей Слобожанщины Святогорский, Куряжский и Сумской, стоявшие намного выше Вольновского, были закрыты. Вольновской монастырь в Поповке — самый старый на Слобожанщине был оставлен на свое содержание, в виде внештатного. Ведь это первый монастырь на Слобожанщине.
Был назначен новый управляющий монастырем игумен Лаврентий. Священник Лаврентий не сумел удержать монастырь на хозрасчете. Буйное половодье снесло две дамбы, рыбхоз развалился. Священник и не пытался их восстановить. Водяные мельницы прекратили свое существование. А это был основной доход. Кузни и оборудование мельниц распродали, монастырскую иконопись закрыли. Монашеские ветхие кельи заросли бурьянами, их разнесли прихожане. В 1794 г. монастырь был закрыт.
Жители слободы Поповки тоже стали не монастырскими, а казенными крестьянами и отошли вместе с 1884 десятинами земли к казенной паланке Харьковского наместничества. После упразднения монастыря Троицкая церковь слободы Поповка была превращена в приходскую. В начале ХХ века ей принадлежало 2,5 десятины пахотной земли и 33 десятины сенокоса. Прихожанами были 1214 мужчин, 1145 женщин. Здесь были приходская школа и школа грамоты. После коллективизации здание монастыря служило зернохранилищем колхозу «Перемога». В 1932 г. под монастырь был подложен динамит, и после взрыва туча пыли над селом стояла несколько дней. С руин храма сделали дамбу на хутор Попова. На церковной земле в 2,5 десятины пахотной земли поселились люди, ныне это улица Белгородская.
Строитель первого монастыря Слобожанщины Антоний (в монашестве черный поп Анфим) скончался в 1693 г. Похоронен возле деревянного храма, где была баня колхоза. После постройки каменного храма, деревянный не разорили. Он служил часовней до конца закрытия церкви в Поповке, стал совсем ветхим и развалился.
Александр ЗАВАЛИЙ,
с. Поповка.

30 березня 2010


1


  Закрити  
  Закрити